Понимая это и принимая во внимание необходимость повышения учёта эффективности принимаемых мер при проведении отдельными ведомствами реабилитационной работы, в 2006 году правительством (администрацией) Тюменской области было принято решение о совершенствовании работы с освободившимися из мест лишения гражданами, которая организационным образом была включена в областную программу борьбы с преступностью.
Главным координатором межведомственного взаимодействия по этому направлению выступил департамент социального развития Тюменской области. Взаимодействующими в рамках данной программы выступили УФСИН России по Тюменской области, ГУВД по Тюменской области, департамент занятости населения, департамент здравоохранения и департамент социального развития.
В связи с развитием на базе городской "Социальной гостиницы" специализированного областного учреждения, занимающегося как проблемами лиц без определённого места жительства и занятий, так и лиц, освободившихся из мест лишения свободы (проблемы этих категорий населения являются во многом схожими) департаментом социального развития было принято решение о делегировании части прав по осуществлению межведомственного взаимодействия этому учреждению (до 2008 года это учреждение носило название автономного некоммерческого учреждения социального обслуживания "Ночлежка" (АНО СО "Ночлежка"), а в 2008 году было преобразовано в автономное учреждение социального обслуживания населения Тюменской области "Центр социальной помощи лицам без определённого места жительства и лицам, освободившимся из учреждений УФСИН" (АУ СОН ТО "ЦСП БОМЖ"). На территориальном уровне (уровне муниципального района) координатором выступают комплексные центры социального обслуживания населения (КЦСОН). Результаты работы Единого банка данных регулярно рассматриваются на координационном совете при вице-губернаторе Тюменской области с участием первых руководителей взаимодействующих ведомств (УФСИН России по Тюменской области, ГУВД по Тюменской области, департамента занятости населения, департамента здравоохранения и департамента социального развития.
О Едином банке данных лиц, освободившихся из учреждений УФСИН России по Тюменской области и лиц, осуждённых без изоляции от общества
Комплекс межведомственного взаимодействия по выполнению мероприятий, направленных на реабилитацию и ресоциализацию освободившихся из мест лишения свободы лиц получил название "Единого банк данных лиц, освободившихся из учреждений УФСИН России по Тюменской области и лиц, осуждённых без изоляции от общества" (далее - Единый банк данных). Единый банк данных является составной частью областной программы борьбы с преступностью и функционально состоит из программного продукта и комплекса мер межведомственного взаимодействия. С этой целью разработано и согласовано Положение о Едином банке данных, в котором с учётом требований федерального законодательства о персональных данных определён порядок работы.
О программном продукте Единого банке данных
C целью учёта и представления результатов работы ведомств при осуществлении реабилитационных мероприятий в отношении освободившихся из мест лишения свободы лиц был разработан программный продукт средствами программирования в среде Delphi. В настоящее время функционирует часть Единого банка данных, относящаяся к лицам, осуждённым с изоляцией от общества. Прорабатываются вопросы взаимодействия для запуска той части Единого банка данных, которая относится к лицам осуждённым без изоляции от общества (условно осуждённые). Для каждого ведомства и каждого подразделения этого ведомства разработана своя клиентская часть, в которой представлен тот объём информации, который необходим для этого ведомства. Обмен между клиентскими частями и серверной частью, установленной в АУ СОН ТОО "ЦСП БОМЖ", происходит в режиме "загрузка-выгрузка" файлов, при этом выгружаемые файлы защищаются средствами кодирования в среде Delphi. С учётом того, что информация Единого банка данных представляет определённую ценность, применяются и другие меры защиты информации. Основной единицей информации в программном продукте Единого банка данных является карточка, структурно состоящая из разделов ("Документы", "Место жительства","Квалификация", "Социальный статус", "Состояние здоровья", "Сведения о судимости", "Характеристика за период отбывания наказания", "Состав семьи" и "Меры социальной поддержки"), а также разделов учёта работы каждого из ведомств. В разделе "Меры социальной поддержки" указывается нуждаемость в трудоустройстве, обучении, переобучении, повышении квалификации, обеспечении жильём, оказании медицинской помощи, оформлении удостоверения личности (паспорта), получении психологической и юридической помощи, в оформлении документов для получения пенсии и иных социальных выплат, оформлении документов в специализированные учреждения соцобслуживания (дома-интернаты для инвалидов, для престарелых). Разделы "Документы", "Место жительства","Квалификация", "Социальный статус", "Состояние здоровья", "Сведения о судимости", "Характеристика за период отбывания наказания", "Состав семьи" и "Меры социальной поддержки" формируются в исправительных учреждениях, не могут быть отредактированы в клиентских частях ОВД, КЦСОН, занятости населения и органах здравоохранения и служат для информации в этих клиентских частях. Разделы учёта работы представлены в клиентских частях ведомств и центральной (серверной) части программы. Взаимодействующие в рамках функционирования Единого банка данных ведомства вносят информацию в своих клиентских частях в соответствии со своей компетенцией. Формирование информационного массива начинается в исправительных учреждениях, где сотрудниками отделов (отделений) воспитательной работы с осуждёнными (ОВРО) устанавливаются те осуждённые, которым после освобождения потребуются меры социальной поддержки. За 6 месяцев до даты освобождения и при наличии письменного согласия осуждённого данные на него вносятся в клиентскую часть учреждения УФСИН, а затем передаются в серверную часть Единого банка данных.
Внесение информации в Единый банк данных не освобождает исправительные учреждения от обязанности представлять в местные органы власти по месту прибытия письменную информацию в порядке действия статьи 180 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации
Из серверной части поток информации направляется в клиентские части КЦСОН, ОВД, занятости населения и органы здравоохранения. После внесения данных о проделанной работе информация из этих ведомств возвращается в серверную часть, а оттуда - в исправительные учреждения. В серверной части происходит обработка информации, в частности, перемещение в архив данных на лиц, в отношении которых выполнены все заявленные меры социальной поддержки. При этом гражданин не теряет право обращаться за оказанием иных мер социальной поддержки.
Что дал и даёт Единый банк данных?
Функционирование Единого банке данных позволило значительно улучшить представление результатов работы по каждому из ведомств, а значит и способствовать улучшению деятельности этих ведомств. Вместо расплывчатых и надуманных цифр (за которыми зачастую пряталось незнание ситуации, нежелание и неумение решать злободневные проблемы) результаты работы взаимодействующих в рамках Единого банка данных ведомств базируются на объективных и подтверждённых данных. С точки зрения обратившегося в Центр бывшего осуждённого повысилось качество обслуживания (и имеющиеся данные подтверждают это!). Нуждающиеся в мерах социальной поддержки лица из числа освободившихся получают эту поддержку, не остаются наедине со своими проблемами, не ходят по замкнутому кругу проблем, который зачастую повторно приводил их на скамью подсудимых, а успешно возвращаются в общество, становясь его полноправными членами.